Фем-принципы психологического консультирования:
2. «Больна не женщина - больна система»
Фем-терапия учитывает тот факт, что женщины рождаются и живут в мире, где они являются представительницами стигматизированной (подчиненной, принижаемой, эксплуатируемой) группы. Эту ситуацию хорошо описывает концепция «стресса меньшинств» Вирджинии Брукс (minority stress), характеризующая психологический климат, в котором вынуждены жить лесбиянки и другие люди, описываемые социологами как демографические меньшинства. Хотя женщины демографическим меньшинством не являются, они являются политическим меньшинством и угнетенной социальной группой, поэтому концепция стресса меньшинств к ним применима. Эта концепция заключается в том, что жизнь в постоянных условиях дискриминации, унижения, обесценивания, неадекватных требований, угроз, насилия приводит к хроническому стрессу, ухудшению психического и физического здоровья. Каждая женщина переживает стресс меньшинств с разной степенью интенсивности. Есть вероятность (если повезло с семьей и окружением), что эффекты стресса будут минимальными или вовсе отсутствовать, однако вероятность эта не очень высока, - учитывая то, что постсоветское пространство есть тотальное пространство мизогинии. Каждая женщина переживает стресс меньшинств по-разному: для кого-то он проявляется в повышенной тревожности, чувстве вины, стыда, эмоциональном и физическом истощении, для кого-то - в синдроме самозванки или отличницы, в ангедонии и депрессии, в расстройстве пищевого поведения и дисморфофобии. Вариантов неограниченное множество, т. к. формы проявления дискриминации и сексизма многообразны.
Феминистская терапия исходит из презумпции того, что «больна не женщина, больна система»; женщина - здоровая личность в нездоровой ситуации. Феминистская терапевтка обращает внимание на социальный контекст жизни клиентки. Разумеется, фем-терапия не отрицает возможности биологических (органических, физиологических, генетических) источников психологических трудностей. Однако история психотерапии показывает, что мы находимся лишь на начальной стадии дебиологизации и демедикализации психологии. До сих пор социальные проблемы сводятся к индивидуальному измерению и трактуются как болезнь - если не вина - женщины (пример подобного концепта - «созависимость»; у меня всё никак не дойдут руки перевести феминистскую статью об этом конструкте; на русском языке критики концепта созависимости очень мало, тогда как на английском статьи публиковались еще в 1990-х годах).
В нарративной практике этот принцип представлен лозунгом «проблема не в человеке - проблеме в проблеме» (т. е. проблема образуется и коренится в социуме, а не в индивиде). Как нарративная консультантка я придерживаюсь социально-конструкционистских представлений - например, о том, что гендерный порядок есть социальный конструкт. При этом «социальный конструкт» не означает нечто эфемерное, легко устранимое, незначительное. Социальный конструкт идеален (это идея), но влияние его осязаемо, прочно и материально. Достаточно привести такой пример: в современном мире многие согласятся, что Бог есть социальный конструкт, однако не замечать влияние идеального Бога на материальный мир невозможно и сегодня (эпохи религиозных войн отнюдь не остались в прошлом). Но что же можно сделать с такими прочными социальными конструктами в кабинете? Конечно, в кабинете или в зуме общественную ситуацию не изменить, но можно работать над тем, чтобы женщине стать сильнее/увереннее внутри этой ситуации, уметь себя поддерживать, защищать и оберегать. И при необходимости успешно сопротивляться. Быть авторкой собственной жизни - в мире, где тебя пытаются авторства лишить. И получать от жизни радость и удовольствие.
Ведь феминистская революция произойдет неизвестно когда, а живем мы здесь и сейчас.
Фем-принципы психологического консультирования-1: https://vk.com/@oksana.shatalova-fem-principy-1
Текст феминистской психиатрини и психологини Оксаны Корсуновой: https://www.facebook.com/femtherapy.ru/posts/3185578831516474/
Оригинал https://vk.com/wall9139696_464
Авторка - Оксана Шаталова